Этапы (ссылки кликабельны), обязательные для успешного обучения чтению дошкольника:

- учим буквы
- запоминаем слоги
- читаем слова
- читаем словосочетания и предложения

1. Учим буквы


Часто можно увидеть на улице такую картину. Мама спрашивает малыша, указывая на какую-либо букву вывески на доме: "Какая эта буква? " Малыш с радостью отвечает: "ПЭ! ", или "ЭМ! ", или "ЭС! ". Уважаемые взрослые! Если вы именно так называете детям буквы, то как ваш маленький ученик прочитает слог "МА"? Представьте себе, у него скорее всего получится "ЭМА"! И он будет прав: ЭМ + А = ЭМА. А слово "МА-МА" в таком случае будет читаться как "ЭМА-ЭМА"!
Очень важно при обучении чтению дошкольника называть буквы упрощенно, как мы называем звуки, которые они обозначают. Не "ЭМ", а "М", не "ПЭ", а "П". Это совсем не означает, что ребенок не должен знать, что буква и звук - разные понятия, что согласная буква может обозначать два звука - твердый и мягкий. Но все эти понятия недаром входят в программу обучения грамоте в первом классе: для их усвоения нужны достаточно зрелые функции мышления - анализ, синтез, обобщение, абстрагирование. А ребенок дошкольного возраста владеет этими мыслительными операциями только на элементарном уровне. Придет время, и ваш ребенок усвоит знания по фонетике языка.
Как много раз нужно назвать ребенку букву, чтобы он ее запомнил? Ответа на этот вопрос не существует: все будет зависеть от индивидуальных особенностей ребенка, его возраста, частоты занятий с ним. Сначала взрослый показывает и называет буквы (в букварях, на специальных плакатах, в разрезных азбуках, на улице, потом ребенок учится находить букву по заданию взрослого ("Найди и покажи в этом слове букву В! ", и только после этого он самостоятельно опознает и прочитывает  букву. Если форсировать этап называния буквы взрослым и поиска буквы по заданию, ребенок с трудом будет вспоминать буквы, часто ошибаться и из-за этого терять интерес к занятиям.
Целесообразность обучения ребенка написанию букв зависит от возраста и возможностей ребенка. Одновременное обучение чтению и печатанью необязательно. Если ваш малыш еще неуверенно пользуется карандашом, с трудом рисует геометрические фигуры и простые формы, печатанье букв для него станет трудным и неинтересным занятием, что может отразиться и на обучении чтению. Не стоит обучать детей письменным буквам: за вас это грамотно и в подходящее для ребенка время сделает учитель в первом классе!
Многие игры, направленные на изучение букв, в основном разработаны по одному принципу: нужно находить буквы и картинки с изображениями предметов, начинающихся на эти буквы. Таким образом, они тренируют умение выделять первый звук в слове и запоминание букв одновременно. А ведь в дошкольном возрасте далеко не все дети легко определяют первый звук в слове. Чтобы использовать такие игры в целях заучивания букв, нужно заранее потренироваться в назывании первого звука в слове.
Пробуя выполнять подобные задания, придерживайтесь следующей последовательности порядка предъявления слов:
- слова, где первый звук - А, У, И, Э, О (только под ударением) ;
- слова, где первый звук - отдельный согласный, не участвующий в слоге-слиянии (К-РОТ, Т-РАКТОР, С-ТОЛ и т. д.) ;
- слова, начинающиеся на твердый согласный в слоге-слиянии (МАШИНА, РУКА и т. д.) ;
- слова, начинающиеся на мягкий согласный в слиянии (КИНО, ТЕЛЕВИЗОР и т. д.) ;
- слова, где первая буква - Е, Ё, Я, Ю.
Особое внимание обратите на ошибки ребенка в таких заданиях, например, когда ребенок вместо звука 3 выделяет С, вместо Б - П, вместо Д - Т, вместо Г - К, вместо Ж - Ш. Если такие ошибки ребенок допускает часто, обязательно проконсультируйтесь по данному вопросу у логопеда.

 

Этапы (ссылки кликабельны), обязательные для успешного обучения чтению дошкольника:

- учим буквы
- запоминаем слоги
- читаем слова
- читаем словосочетания и предложения