Этапы (ссылки кликабельны), обязательные для успешного обучения чтению дошкольника:

- учим буквы
- запоминаем слоги
- читаем слова
- читаем словосочетания и предложения

 

3. Читаем слова.
Слияние букв в слоги, а слогов в слова и понимание смысла, заложенного в этих символах, - разные вещи. И выполнять две задачи - читать и понимать - одновременно очень сложно дошкольнику. Поэтому целенаправленно заниматься обучению осмысленному чтению нужно начинать тогда, когда техническая сторона этого процесса сформирована. Этот период иногда бывает длительным, но благодаря разнообразным играм и упражнениям со словами может стать интересным и увлекательным для ребенка
Какие еще трудности могут возникнуть у ребенка на этапе чтения слов?
Некоторым детям трудно читать слова, не разделенные на слоги, они пытаются увидеть слог там, где его нет (КН-ИГ-А) .
Таким детям в первое время необходимо помогать читать слова, выделяя в них слоги слияния: дугой под слогом,  показывая  слияние, давая устную инструкцию (КНИГА - читай сначала одну букву, потом две, еще раз две буквы). В некоторых азбуках встречается деление слов на слоги (КНИ-ГА, УТ-КА, КОШ-КА, но даже при таком делении возможно ребенку потребуется ваша помощь в обозначении слияния.
Детям бывает сложно также прочитать длинные слова, в этом случае поможет следующий прием: разделите слово на слоги, запишите последний слог, дайте его прочитать ребенку, допишите предыдущий, дайте прочитать уже два слога, далее добавляете по одному слогу до прочтения целого слова (СИТ, СО-СИТ, ЛЕ-СО-СИТ, ПЫ-ЛЕ-СО-СИТ, ПЫЛЕСОСИТ). Такой способ помощи исключает неправильное "додумывание" слова. Сравните: если читать слово, прибавляя по одному слогу, начиная с начала, ребенок, скорее всего, не дочитает слово до конца, а догадается об окончании слова (ПЫ, ПЫ-ЛЕ, ПЫЛЕ-СО, ПЫЛЕСОС? ПЫЛЕСОСИЛА? ПЫЛЕСОСИЛИ?. )
Обратите внимание на слова, которые предлагает для чтения ваша азбука или букварь. Иногда авторы в погоне за количеством слов, которые можно составить из уже представленных на страницах пособия букв, предлагают для чтения детям слова типа: ПОМПА, ФАЗА, ПАЗУХА, ПЫЖ, КУШ. Может быть, рациональнее опустить эти трудные для понимания слова и вместо их прочтения провести какое-либо упражнение из вышеизложенных вариантов для формирования осмысленного чтения.
Итак, когда ребенок учится читать слова, важно:
- Учить осмысленному чтению. Лучше меньше прочитать, но понять то, о чем читаешь.
- Для формирования осмысленного чтения недостаточно только материала азбуки, используйте разнообразные дополнительные игры и упражнения.
- Если ребенок при чтении слов "соскальзывает" на побуквенное чтение, необходимо активизировать работу со слоговой таблицей, закреплять навык опознавания слога как единицы чтения.
- Если ребенку трудно определить место слияния в слоге, в первое время помогайте ему увидеть слог-слияние.
- Подготавливая игры и упражнения, не забывайте о "лишнем" варианте ответа, тогда интенсивность упражнения будет значительно выше.
- Не бойтесь задержаться на этом этапе подольше, задержка компенсируется с лихвой на последующих этапах формирования навыка чтения.

 

Этапы (ссылки кликабельны), обязательные для успешного обучения чтению дошкольника:

- учим буквы
- запоминаем слоги
- читаем слова
- читаем словосочетания и предложения